|
СибАДИ начинался с двух факультетов — автотранспортного и дорожно-строительного. У истоков создания дорожно-строительного факультета стоят известные в Сибири люди, такие как выпускник Рижского политехнического института Аппинг Э. Г., выпускник земфака ОмСХИ Кулагин С. Я., ученый и поэт Драверт П. Л. и другие. У истоков факультета стоят имена К. Х. Толмачева, М. Н. Кудрявцева, А. Е. Назаренко, Н. Н. Чудновского.
Первым деканом дорожно-строительного факультета был Аппинг Эдуард Генрихович, вся деятельность которого в СибАДИ может быть охарактеризована выдержкой из его производственной характеристики: «Аппинг является одним из старейших работников дорожного дела в Сибири и занимает видное место среди специалистов этой отрасли». Он принадлежал к числу крупнейших специалистов практиков дорожного дела и играл ведущую роль в становлении ВУЗа и кафедр, в составлении первых учебных планов и программ. В августе 1930 г. он был назначен проректором по учебной части СибАДИ. Уже в то время он был известен как крупный специалист – строитель. К началу работы в СибАДИ Э. Г. Аппинг имел за плечами двадцатилетний опыт работы и был известен в Сибири, как один из талантливых организаторов и специалистов – строителей. В середине 1931 г. Эдуард Генрихович был ещё и деканом Дорожного факультета. В декабре 1932 г. он был избран исполняющим обязанности профессора по кафедре Дорожное дело, являлся ведущим лектором по дисциплине «Изыскания и проектирование автомобильных дорог». В 1935 году, когда была организована кафедра Проектирования дорог, Эдуард Генрихович Аппинг стал ее первым заведующим. В 1935 году Высшая аттестационная комиссия СССР присвоила Э. Г. Аппингу звание профессора, а в 1937 году — степень кандидата технических наук.
Второй декан дорожно-строительного факультета Шкатулов Д.Р. являлся одним из первых выпускников этого факультета. После окончания учебы в 1935 году Шкатулов Д.Р. остался работать в СибАДИ и уже в 1936 году был назначен заместителем декана дорожно-строительного факультета. Спустя год, 4 декабря 1937 года, приказом ректора СибАДИ он был назначен деканом факультета.
Третьим деканом дорожно-строительного факультета был Назаренко Афанасий Евтихиевич. Он возглавлял факультет дважды: в периоды 1938-1944гг. и 1951-1955гг.
А.Е. Назаренко – выпускник инженерно-строительного факультета Ленинградского политехнического института. После оканчания института в 1924г. А.Е. Назаренко принимал участие в строительстве дорог Мурманской области, где работал в должности главного инженера Леноблдортранса, вел преподавательскую работу на курсах подготовки техников дорожной специальности, был заместителем директора сначала Ленинградского автодорожного техникума, затем – Ленинградского автомобильно-дорожного института. В 1938 г. – распоряжением Гушосдора НКВД СССР А.Е. Назаренко был переведен в СибАДИ и приказом ректора от 22.03.38 г. назначен заведующим кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог».
В 1944-1951 гг. деканом дорожно-строительного факультета работал Кудрявцев Михаил Николаевич.
В 1938 г. Михаил Николаевич был откомандированием из Ленинградского автомобильно-дорожного института в СибАДИ, где возглавил кафедру Проектирование дорог (приказ № 30 от 22.03.38 г.). Проработал заведующим кафедрой почти 40 лет (с 1938 по 1977 гг.).
За время работы в институте Кудрявцев М.Н. выполнял обязанности проректора института, начальника учебной части. Он проявлял большую активность в общественной жизни области, города Омска и института. Он работал в Обкоме союза работников Высшей школы, Областном совете спортивного общества «Наука», в месткоме института.
За безупречную и многолетнюю работу в Сибири Кудрявцев М.Н. отмечался благодарностями Минавтодора Каз.ССР и Минавтодора РСФСР. Ему было присвоено звание «Почетный дорожник» Министерства внутренних дел СССР (1950 г.). Он был награжден медалью участника освоения целины.
Каганович Вульф Ефимович возглавлял факультет в 1955-1962 и 1968-1969 годы.
С ноября 1935 года он обучался в Сибирском автомобильно-дорожном институте, который окончил с отличием в 1938 году и был оставлен в институте для работы преподавателем кафедры Проектирования дорог и заместителем декана Дорожно-строительного факультета. В 1941 году мобилизован в ряды Красной армии и откомандирован на должность главного инженера строительства и эксплуатации военных аэродромов. После демобилизации вернулся в институт и работал на различных должностях: начальником учебной части института, деканом дорожно-строительного факультета, с 1977 по 1983 гг. заведовал кафедрой Проектирования дорог. В 1990 г. Каганович В.Е. был избран на должность профессора. В 1999 г. ему присвоено почетное звание профессора Международной академий транспорта. Вульфом Ефимовичем опубликовано около 100 статей, 40 учебников и учебных пособий. В.Е. Каганович написал учебник для техникумов по курсу «Проектирование автомобильных дорог».
С 1962 по 1968 гг. деканом дорожно-строительного факультета был Иван Игнатьевич Ващенко.
И.И. Ващенко окончил Волынский индустриальный институт в 1930 году и был направлен в город Троицк Уральской области для работы в окружном дорожном отделе.
В 1936 году Иван Игнатьевич был переведён на должность главного инженера проектной конторы «Омскпроектдор». Штат этой организации состоял из инженеров-выпускников и практикантов СибАДИ. С 1940 года Иван Игнатьевич стал работать в институте по совместительству, читал лекции. В 1957 году Ващенко Иван Игнатьевич был зачислен доцентом на кафедру «Проектирование дорог», где преподавал до 1984 года. Преподавал дисциплину Проектирование автомобильных дорог для студентов 3-5 курсов дневного и заочного обучения, а также читал лекции по дисциплине Автомобильные дороги на 4 курсе механического факультета. В 1960 году получил звание доцента. В 1975 году был избран народным заседателем первомайского районного народного суда г.Омска.
С 1969 по 1975 годы деканом ДСФ СибАДИ был Подлих Эвальд Германович, выпускник СибАДИ 1951 года. После оканчания вуза он был направлен в г. Томск, где работал начальником отряда машино-дорожной станции, затем начальником ПТО автотреста и с 1956 по 1959 гг. – старшим преподавателем Томского инженерно-строительного института. С 1959 по 1962 гг. Э.Г. Подлих – аспирант МАДИ, где защитил диссертацию на соискание ученной степени кандидата технических наук. В СибАДИ Э.Г. Подлих стал работать с 1962 года, а в 1965 году он получил звание доцента. С 1966 по 1969 гг. Эвальд Германович – декан заочного факультета.
За безупречную работу Э.Г. Подлих был награжден медалью «За доблестный труд», а в 1973 году, в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, - знаком «Победитель социалистического соревнования».
С 1975 по 1977 гг. деканом дорожно-строительного факультета был Гриценко Александр Дмитриевич.
А. Д. Гриценко окончил Томский инженерно-строительный институт в 1964 году, затем работал начальником ПСБ Упраддора Омск – Новосибирск. С 1970 по 1973 гг. А.Д. Гриценко - аспирант СибАДИ, в 1973 году защитил кандидатскую диссертацию, после чего был оставлен для работы в институте преподавателем, позже - доцентом, заведующим кафедрой «Экономика и управление дорожным хозяйством» (с 1978 по 1993 гг.). В 1991 году Александру Дмитриевичу было присвоено ученое звание профессора.
А.Д. Гриценко являлся заместителем декана, затем деканом ДСФ (1975 – 1977).
В 1993 году А.Д. Гриценко перевелся на кафедру «Строительство дорог» в Ивановскую инженерно-строительную академию. Ныне он профессор, проректор по научной работе Ивановской инженерно-строительной академии.
С 1977 по 1987 гг., а затем с 1994 по 2004 гг. деканом факультета АДМ был Владимир Петрович Никитин, кандидат технических наук, профессор, внесший значительный вклад в развитие факультета.
Выпускник СибАДИ 1960 года, после окончания института работавший в дорожной отрасли в Северо-Казахстанской области, а с 1962 по 2004 годы – в СибАДИ. В 1968 году защитил кандидатскую диссертацию, после чего был избран деканом факультета Промышленное и гражданское строительство (1969 - 1972 гг.), с 1977 по 1987 гг., 1994-2004 гг. - деканом факультета АДМ. Параллельно он вел большую научно-педагогическую и методическую работу, им написана монография, большое количество методических и учебных пособий, более 100 научных статей. Имеет ряд правительственных наград. Подробнее...
C 1987 по 1991 гг. деканом дорожно-строительного факультета был Гейдт Антон Антонович, выпускник СибАДИ 1976 года.
С 1976 по 1980 г.г. он работал в Курганском областном управлении автомобильных дорог в должности инженера, старшего инженера Дирекции строящихся дорог, затем был руководителем группы проектов организации работ, главным инженером Шадринского дорожно-строительного управления №2. С 1980 года в течение 12 лет занимался научной и преподавательской деятельностью в Сибирском автомобильно-дорожном институте, где работал инженером научно-исследовательского сектора, младшим, а затем старшим научным сотрудником, преподавателем, старшим преподавателем кафедры "Экономика и управление дорожным хозяйством", деканом дорожно-строительного факультета и проректором по учебной работе.
С 1999 года А.А. Гейдт работает в Москве: в Федеральной дорожной службе России он был Заместителем начальника Управления строительства автомобильных дорог, затем работал начальником Управления экономики, планирования и бюджетных отношений. После этого был назначен начальником Управления экономики, планирования и бюджета Российского дорожного агентства и начальником Управления планирования и подготовки прогнозов развития дорожного хозяйства Государственной службы дорожного хозяйства, а в Минтрансе России - руководителем Департамента экономики и планирования дорожного хозяйства.
С 2004 по 2007 гг. был директором Московского филиала научно-производственного объединения "Мостовик". В 2007 году доктор экономических наук, профессор А.А. Гейдт избран Заместителем Председателя Совета Директоров ОАО "ГИПРОДОРНИИ".
Является международным экспертом по управлению проектами, организации и проведению закупок в рамках реализации проектов за счет средств кредитов международных финансовых организаций. Награжден Знаками "Почетный дорожник Российской Федерации" и "Почетный работник транспорта России". Подробнее...
С 1991 по 1994 г.г. деканом факультета Автомобильные дороги и мосты являлся Грико Александр Владимирович (кандидат технических наук, доцент).
А.В. Грико окончил СибАДИ в 1971 г. Три года служил в рядах советской армии. С 1973 г. работает на кафедре Проектирование дорог, начиная с должности инженера. После окончание аспирантуры в 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию. В 1978 г. А.В. Грико был избран преподавателем, а с 1980 г. – доцентом кафедры.
Ведёт занятия по дисциплинам Экономико-математические методы проектирования транспортных сооружений, Проектирование реконструкции автомобильных дорог. Руководит курсовым и дипломным проектированием.
Кроме работы на кафедре Александр Владимирович возглавляет Омское отделение проектной организации «Юградорпроект».
Почетный работник СибАДИ
Шишова Тамара Андреевна (С 2005 г)
кандидат технических наук, доцент
Выпускница Си6АДИ, в котором работает с 1979 г. С 1997 по 2004 гг. и с 2008 по настоящее время возглавляет кафедру “ Мосты”. Выполняла научно-исследовательскую, учебную и методическую работы, по результатам которых опубликовано 19 печатных трудов.
В 1935 году состоялся первый выпуск инженеров путей сообщения по специальности «Автомобильные дороги» в количестве 132 чел., а всего за первое десятилетие своего существования факультет подготовил 426 инженеров. С 1930 года до конца 50-х годов дорожно-строительный факультет СибАДИ являлся практически единственным факультетом, готовившим кадры инженеров дорожников для Дальнего Востока, Сибири, Казахстана и Средней Азии.
Всего за 78 лет своего существования на факультете подготовлено более 7000 инженеров по специальности «Автомобильные дороги».
В 1961 г. в составе факультета была образована специальность «Мосты и тоннели», по которой подготовлено около 1000 инженеров-мостовиков, а с учетом 10-ти летней работы факультета МТ (1980-1991) — более 1500 человек.
В 1991 году дорожно-строительный факультет был объединен с факультетом «Мосты и тоннели» и получил новое название – «Автомобильные дороги и мосты».
Сохраняя и продолжая славные традиции СибАДИ, мы чтим имена его выпускников, в числе которых известные специалисты дорожной отрасли, крупные руководители, организаторы производства, предприниматели, ученые. Долгие годы возглавлял Минавтодор Казахстана выпускник 1940 года Л. Б. Гончаров. Министром коммунального хозяйства Эстонии был выпускник 1942 года А. И. Блум. Герой социалистического труда, управляющий трестом Башспецнефтстрой В.С. Самарин окончил дорожно-строительный факультет СибАДИ в 1937 году. Выпускник 1942 года В. В. Перцев являлся заместителем генерального директора КамАЗа. Герой социалистического труда, выпускник 1962 года Ю. В. Юшков руководил трестом «Тюменьдорстрой». Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа А. В. Филипенко — выпускник дорожно-строительного факультета 1973 года. Ректором СибАДИ в 1986-1996 годы являлся выпускник 1961 года Л.Г. Горынин, а ректором Алматинского автомобильно-дорожного института с момента его создания в 1991 году вплоть до реорганизации в 1996 году — выпускник 1960 года Б.С. Муртазин. Профессора МАДИ Ю. М. Ситников, Ю. В. Слободчиков и В. А. Давыдов — также выпускники дорфака СибАДИ. Выпускниками факультета являются генеральный директор научно-производственной фирмы «Мостовик» О.В Шишов и известный в городе Омске предприниматель Л.И. Турманидзе – глава фирмы «Летур».
|