Кафедра «Мосты» имеет богатую историю, на протяжении которой она нередко становилась базой для организации других кафедр института. Первый этап истории кафедры охватывает 1930-е годы (кафедра называлась тогда «Мосты и трубы»), период Великой Отечественной войны и первое послевоенное деся?тилетие. В это время в составе кафедры работали 2 — 3 человека. Бессменным препода?вателем 30 — 40-х гг. был Л. П. Старцев, а заведующими — П. П. Инчин (1932 — 1934 гг.), К. X. Толмачев (1934 — 1942 гг., 1947 — 1950 гг.), А. Д. Дмитриев (1943 — 1947 гг.). С 1950 года К. X. Толмачев вновь становится зав. кафедрой. Отметим, что в составе кафедры, кроме заведующего, работали теперь выпускники института: старший пре?подаватель Н. Н. Чудновский (выпускник 1935 года), преподаватель Ю. О. Мельников (выпускник 1939 года), лаборант, а затем преподаватель Г. К. Кузнецов (выпускник 1947 года). На данном этапе осуществлялось преподавание следующих дисциплин: деревянные, железобетонные и металлические мосты, основания и фундаменты. Лекции читались к.т.н. К. X. Толмачевым, а курсовое проектирование осуществлялось Л. П. Старцевым, а затем — Н. Н. Чудновским. Второй период кафедры «Мосты» — 1955 — 1964 гг. Руководителем кафедры по-прежнему оставался К. X. Толмачев. Но кафедра «Мосты» пополнилась новыми преподавателями — В. Н. Трутниковым, А. Г. Кельнером. В 1957 году по просьбе омских строительных организаций и при активной поддержке обкома партии был организован вечерний факультет ПГС, а также набрана группа по программе ускоренной подготовки инженеров-строителей из техников, имеющих большой производственный стаж. Обеспечение учебного процесса по новым специальным дисциплинам было возложено на кафедру «Мосты». Это привело к резкому росту учебной нагрузки, а значит, и к количественному увеличению состава кафедры. Самым сложным оказалось найти специалистов, которые могли бы не только провести занятия по новым дисциплинам, но и разработать программы, подготовить учебные и наглядные пособия. К работе в институте пришлось привлечь специалистов по промышленному и гражданскому строительству. Первым был приглашен для работы на кафедре бывший главный инженер крупнейшего строительного треста № 49 М. Л. Фромберг. Некоторым преподавателям-мостовикам пришлось переквалифицироваться на преподавание дисциплин промышленно-гражданского профиля. Одной из таких «жертв» (иначе тогда это не расценивалось) стал доцент Н. Н. Чудновский, которому было поручено возглавить преподавание курса «Строительные конструкции». После окончания аспирантуры в МИСИ на кафедру в июле 1957 года пришел к.т.н. Э. В. Костерин, специалист по механике грунтов и по основаниям и фундаментам. В связи с появлением новых дисциплин на кафедре «Мосты» было организовано четыре цикла: цикл «Мосты» — зав. кафедрой, зав. циклом К. X. Толмачев, старшие преподаватели Ю. О. Мельников и Г. К. Кузнецов, преподаватели А. А. Барановский и В. Н. Трушников; цикл «Строительные конструкции» — зав. циклом Н. Н. Чудновский, преподаватели Ю. А. Лось, А. Г. Кельнер, Г. Н. Коган, В. А. Селиванов, Н. А. Левочская, Л. А. Мищенко; цикл «Основания и фундаменты» — зав. циклом Э. В. Костерин, преподаватели О. Н. Райков, С. Г. Халевин, Н. И. Барац; цикл дисциплин ПГС — зав. циклом М. Л. Фромберг, преподаватель В. И. Утробин. В дальнейшем на изменение численного профильного и качественного состава кафедры повлияли открытие специальности «Мосты и тоннели» и организация факультета «Промышленное и гражданское строительство». Образование факультета ПГС привело к созданию кафедр «Строительное производство» и «Промышленные и гражданские здания», костяк которых составили сотрудники цикла ПГС кафедры «Мосты». В течение третьего периода, 1964 — 1970 гг., кафедра состояла из трех циклов в следующем составе: цикл «Мосты» — зав. кафедрой и зав. циклом профессор К. Х. Толмачев, доценты П. П. Ефимов, В. Н. Трушников, О. А. Богданович, А. А. Барановский, старший преподаватели Ю. О. Мельников и Г. К. Кузнецов; цикл «Строительные конструкции» — зав. циклом, к.т.н., доцент Н. Н. Чудновский, доценты В. А. Селиванов и А. Г. Кельнер, старший преподаватели В. С. Мартемьянов и Ю. А. Лось, преподаватели Н. А. Левочская, П. Ф. Дземешкевич, Л. А. Мищенко, Р. М. Кононова, Г. Н. Коган; цикл «Основания и фундаменты» — зав. циклом, к.т.н., доцент Э. В. Костерин, доценты О. Н. Райков, О. В. Тюменцева, Н. И. Барац, преподаватели М. Я. Сапожников, В. А. Тютерев, Т. И. Богатова. Четвертый период истории кафедры «Мосты» — 1970 — 1977 гг. Управление численно возросшей кафедрой, обеспечивающей три серьезные инженерные дисциплины, с большим числом курсовых проектов, стало затруднительным. Поэтому в 1970 году был поставлен вопрос о выделении из кафедры «Мосты» цикла «Строительные конструкции», костяк которой образовали Н. Н. Чудновский, В. А. Селиванов, А. Г. Кельнер, В. С. Мартемьянов. В 1976 — 1977 учебном году цикл «Основания и фундаменты» также был выделен в само?стоятельную кафедру. С 1977 года кафедра работала, обеспечивая преподавание курса «Мосты и сооружения на автомобильных дорогах», а также целого ряда других дисциплин. В течение почти 50 лет кафедрой «Мосты» руководили три заведующих: П. П. Инчин 1932-1934 гг.; К. Х. Толмачев 1934 — 1942 гг.; А. Д. Дмитриев 1942 — 1947 гг. Он прибыл из Москвы и заменил К. X. Толмачева после его ухода на фронт. С 1947 по 1980 годы после демобилизации из рядов Красной Армии кафедру вновь возглавил К. X. Толмачев. В первые годы работы кафедры большой вклад в учебный процесс внес преподаватель Леонид Павлович Старцев, который обладал хорошими знаниями, владел методикой преподавания, б любимцем студентов и деятельным помощником заведующего кафедрой. Позже в качестве преподавателя пришёл на кафедру инженер первого выпуска СибАДИ Николай Николаевич Чудновский. Он обладал глубокими знаниями, аналитическим умом, был прекрасным педагогом. В работе кафедры значительное место принадлежит вспомс тельному персоналу. Отметим работу В. И. Букреевой, которая созздавала учебные плакаты для кабинета кафедры; В. А. Грико, з кабинетом «Мосты», положившего начало приобретению мостоиспытательных приборов (мессур, прогибомеров и тензометров), мостовики с особым теплом вспоминают Е. К. Володина, который сделал модели деревянных и металлических мостов, а в дальнейшем и экспонаты для научных исследований. Неслучайно его называли мастером — золотые руки. Исупов, учебный мастер, проводивший учебные занятия со студентами по столярному делу, которые были предусмотрены учебным планом впервые послевоенные годы. В. А. Сафонов, старший лаборант, внимательный, энергичный работник. На протяжении всего периода существования кафедры «Мосты» сотрудниками проводилась методическая работа, направленная на улучшение учебного процесса и на повышение уровня подготовки студентов. В первые годы работы института кафедра сама разрабатывала учебные планы и программы, большая работа была проведена по созданию лекций, что было особенно важным, так как учебников по «автодорожным мостам не существовало. В послевоенный период методическая работа кафедры проводилась в двух направлениях: пересмотр держания лекций и улучшение постановки курсового проектирования. Большое внимание при подготовке учебного материала преподавателями кафедры уделялось реализации задач, которые ставились пятилетними планами развития народного хозяйства. Лекции изменялись и по причине развития мостостроительной техники, появления новых систем и конструкций пролётных строений и опор мостов, выхода новых технических условий. В учебный план дорожного факультета в 1950 — 1951 учебном году был включен курс «Специальное сооружение на автомобильных дорогах». В связи с этим на кафедре был создан курс лекций по этой дисциплине и издано соответствующее учебное пособие (1956 г., автор — К. X. Толмачев). В этом же учебном году была организована новая специальность «Мосты и тоннели». В связи с этим, по существу, были заново созданы курсы лекций «Проектирование деревянных мостов» (старший преподават Ю. О. Мельников), «Проектирование железобетонных мостов» (и.о. доцента А. А. Барановский), «Проектирование металлических мостов» (профессор К. Х. Толмачев), «Эксплуатация и содержание мостов» (к.т.н., цент П. П. Ефимов), «Проектирование и постройка тоннелей» (старший преподаватель Г. К. Кузнецов), «Технология постройки мостов» (к.т.н., доцент О. А. Богданович). Появились и методические пособия, написанные этими учеными. В июне 1966 года состоялся первый выпуск инженеров — строителей мостов численностью 15 человек. Специальная Государственная комиссия не организовывалась. Председателем ГЭК первых трех выпусков был полковник-инженер, доктор технических наук, профессор И. А. Золотарь, который одновременно являлся председателем ГЭК по специальности «Автомобильные дороги». В 1977 — 79 гг. объем методической работы значительно возрос в связи с организацией на специальности «Автомобильные дороги» специализации «Городские дороги». Кафедре «Мосты» было поручено преподавание курса «Искусственные сооружения на городских дорогах», что вызвало необходимость разработки не только лекций и содержания курсовых проектов, но и составления соответствующих методических указаний. Данное направление курировал к.т.н., доцент П. П. Ефимов. В 1979 году впервые был осуществлен набор на специальность»Городские искусственные сооружения. К 50-й годовщине СибАДИ был осуществлен 15-й выпуск инженеров — строителей мостов. Количество подготовленных специалистов превысило 500 человек. Из выпускников инженеров — строителей мостов были оставлены для научно-педагогической работы в СибАДИ А. У. Горохов, О. В. Шишов, Г. М. Гребен, И. Э. Костерин, В. Т. Ильюшенко, Е. Л. Тараданов, В. Н. Черкасов, В. И. Пузиков, Н. Н. Беседина, Т. И. Тимохина, Э. Н. Кустова, В. А. Швецов и др. Многие выпускники работали в подразделениях ордена Ленина мостостроительного треста № 2, а также на строительстве Байкало-Амурской магистрали. Уже в 1951 году кафедра «Мосты» получила право осуществлять подготовку кандидатов технических наук в аспирантуре. Первым аспирантом стал Н. Н.Чудновский (он же был первым студентом, окончившим институт под руководством кафедры). В 1954 году им была успешно защищена кандидатская диссертация на тему «Теоретические и экспериментальные исследования мостовых балок комбинированного сечения». Эта была первая работа кафедры в области исследования сталежелезобетонных балок, которая нашла положительный отклик в печати. Активная работа по подготовке и защите диссертаций началась с 1965 года. Это привело к тому, что уже в 1968 году защитили кандидатские диссертации В. Н. Трушников, Ю. К. Комов, Л. Г. Горынин, А. В. Шумахер; в 1970 году — И. Н. Терновских и А. Г. Кельнер, в 1971 году — П. П. Ефимов, В. А. Селиванов, В. С. Мартемьянов и Г. М. Кадисов. Все эти диссертации были выполнены и защищены под научным руководством профессора К. X. Толмачева и к.т.н., доцента Н. Н. Чудновского. В1972 году защитил диссертацию В. А. Уткин, в 1973 году — П. Ф. Дземешкевич и П. А. Катцын, в 1974 году -А. А. Барановский, О. А. Богданович, А. Л. Закора и И. Я. Богданов, в 1978 году — А. А. Кобенко. В дальнейшем защитили диссертации Е. Л. Тараданов, В. Т. Ильюшенко, А. У. Горохов. В целом, на данном этапе на кафедре «Мосты» было защищено 26 диссертаций. Ученые, подготовленные кафедрой «Мосты», работали и работают не только в СибАДИ, но в вузах и различных организациях нашей огромной страны. Так, П. А. Катцын и В. М. Каргопольцев трудятся в Томском инженерно-строительном институте, И. Я. Богданов — в Красноярском политехническом институте, А. А. Кобенко -в Каздорпроекте, Ю. К. Комов — в Минавтодоре КазССР, В. Д. Земляницын — в Промтранспроекте в Свердловском филиале. В 1975 году защитил докторскую диссертацию профессор К. X. Толмачев. Позже защитили докторские диссертации Е. Л. Тараданов и В. Т. Ильюшенко. Научная работа кафедры началась с 1937 — 1938 годов. Все исследования кафедры были направлены на изучение напряженно-деформированного состояния пролётных строений автодорожных мостов. В первое время главное внимание было обращено на организацию мостостроения в Омской области. Разрабатывался вопрос по индуст?риализации постройки деревянных мостов. В 1939 году зародилась идея создания мостов с использованием предварительного напряжения, а затем — регулирования напряжений в элементах пролётных строений мостов. Этой идеей кафедра обязана д.т.н., профессору В. Н. Качурину, учителю К. X. Толмачева. В дальнейшем научная работа в области регулирования напряжений была одобрена д.т.н., профессором Е. Л. Пастернаком, который рекомендовал кафедре заняться разработкой капитального труда по регулированию напряжений во всех системах пролетных строений, осуществленных из различных строительных материалов. Послевоенный период характеризуется широким развертыванием научной работы по исследованию напряженно-деформированного состояния железобетонных и металлических пролётных строений. Поэтому научному направлению было выполнено и успешно защищено несколько диссертаций. В 1960-е годы продолжалась разработка проблемы регулирования напряжений, которая в 1972 году была депонирована в виде двухтомного труда. Одновременно с этим велась более глубокая разработка проблемы регулирования напряжений в области металлических пролетных строений. На основе этого издана монография «Регулирование напряжений в металлических пролётных строениях мостов». Начиная с 1968 года кафедра издавала сборник научных работ «Теоретические и экспериментальные исследования мостов». Некоторые сборники имели названия «Теоретические и экспериментальные исследования мостов и строительных конструкций», поскольку в объём работы кафедры входил курс «Строительные конструкции». Начиная с 1977 года, сборник стал издаваться как межвузовский. Профессор К. X. Толмачев принимает экзамен. Проблема регулирования напряжений и ее раздел оптимального регулирования находится на переднем крае науки. Свидетельством тому является не только заинтересованность в ее выполнении такого авторитетного учреждения как ЦНИИ-проектстальконструкция, но и международных организаций. Кафедра «Мосты» не раз докладывала о результатах своих работ по оптимальному регулированию усилий в разрезных и нераз резных сталежелезобетонных пролетных строениях автодорожных мостов на конференциях и симпозиумах, где успешно выступали профессор К. X. Толмачев, доценты Л. Г. Горынин и В. М. Каргопольцева. Среди них -III Международная конференция по предварительно-напряженным металлическим конструкциям (г. Ленинград, 1971 г.), Международный симпозиум по металлическим конструкциям (Москва, 1978 г.), XII Международная конференция по стальным конструкциям (Брно, ЧССР, 1979 г.). Кафедра участвовала в работе четырех международных съездов по строительным конструкциям и силикатам в Веймаре (ГДР) в 1970, 1973, 1976 и 1979 годах. На этих съездах докладывалось о результатах работ, выполненных в области керамзитобетонных мостов и железобетонных сооружений, осуществленных совместно с кафедрами «Дорожно-строительные материалы» (Г. М. Погребинский, Е. Г. Таращанский, В. Ф. Янчиков) и «Строительные конструкции» (В. А. Селиванов). Сотрудники кафедры регулярно публиковали свои статьи не только в кафедральных сборниках научных трудов, но и журналах «Автомобильные дороги», «Транспортное строительство», «Промышленное строительство», «Строительная механика и расчет сооружений», «Известия вузов» («Строительство и архитектура»). Начиная с 1948 года кафедра выполняла научные исследования по заданиям производства. За более чем три десятилетия кафедрой «Мосты» было обследовано около 250 мостов, содержащих более 800 пролётных строений. Так, в 60-е годы большой объём работ был выполнен на территории Казахстана. В последующие годы работы по обследованию мостов выполнялись преимущественно в районах РСФСР, в границах от Улан-Удэ до Свердловска и Башкирской АССР (г. Уфа). Выполнение значительного объема хозрасчетных научно-исследовательских работ осуществлялось научно-исследовательским сектором (НИСом) кафедры «Мосты». Но НИС кафедры «Мосты» возник не сразу. Первоначально работа по исследованию мостов осуществлялась преподавателями и лаборантами кафедры с привлечением студентов. Такими были все работы по исследованию конструкций перекрытий заводов и фабрик г. Омска, проводившиеся в довольно широком масштабе в конце 50-х и в начале 60-х годов, испытания первых мостов в г. Октябрьском, в г. Ишимбаево, в г. Омске через р. Омь и через р. Иртыш (Ленинградский мост). При увеличении хоздоговорных сумм возникла необходимость в привлечении штатных работников, основной обязанностью которых являлась работа по исследованию мостов. Так возникла необходимость в создании НИСа СибАДИ. В начальный период его работы штат состоял из лаборантов. Большую организационную работу проводил старший лаборант В. А. Тонких (1960 — 65 гг.), который непосредственно участвовал в работах по испытанию мостов. Руководство испытанием и обработку материалов испытаний вели преподаватели Н. Н. Чудновский, О. Н. Райков, Г. К. Кузнецов, Ю. О. Мельников и К. X. Толмачев. В дальнейшем в штате НИСа появились инженеры и научные сотрудники. Первым материально ответственным лицом НИСа стал В. А. Тонких, затем его сменили В. Д. Хадыков и Г. Ф. Афанасьев. Административное руководство НИСом осуществлялось С. В. Смирновым, позже В. А. Селивановым, А. Л. Закорой, В. Д. Земляницыным, В. Т. Ильюшенко. Множество замечательных мостов было освидетельствовано и испытано кафедрой «Мосты». Среди них: мост через р.Томь в Новокузнецке,мост через р. Омь в г. Омске в створе улицы Гагарина-проспекта К. Маркса, мост через р. Омь в г. Омске в створе улицы Ленина, Ленинградский мост и мост около телецентра в г. Омске, мост через р. Иртыш в г. Павлодаре, мост через р. Бир в г. Бийске, мост через р. Анна на дороге Абаза-Ак-Довурак, мост через р.Тобол в г. Ишиме, мосты через Енисей и др. И сегодня кафедра готовит не только классных специалистов, которые востребованы в стране, но продолжает оказывать народному хозяйству помощь в решении целого ряда проблем. |
|