Днем рождения кафедры стало 19 сентября 1935 года, когда был подписан приказ № 131 о разделении «Кафедры «Дорожное дело» и создании кафедры «Изыскание и проектирование дорог». Кафедру возглавил, ставший к тому времени профессором, Э. Г. Аппинг. Под его руководством работали первые преподаватели М. Н. Исаков, Д. Р. Шкатулов, С. Г. Халевин. В 1938 году (приказ № 30 от 22.03.38 г.) кафедру возглавил откомандированный из Ленинградского автомобильно-дорожного института Михаил Николаевич Кудрявцев. С его приходом на кафедре значительно оживились учебная, методическая и научная работа. Он руководил кафедрой почти 40 лет. В 1938-39 учебном году в составе кафедры работал также ассистент В. Е. Каганович. Позже, сростом .небной нагрузки, штат кафедры постоянно увеличивался. В первые годы лекции по курсу гидравлики читали профессора И. И. Агроскин и Бефани. В годы войны и в послевоенный период цикл геодезии вели доцент С. Я. Кулагин, В. П. Токарев, Г. А. Храпов. С первых дней существования кафедры ее преподавательскому коллективу пришлось разрабатывать методические пособия по курсовому проектированию по дисциплине «Изыскания и проектирование автомобильных дорог», издавать указания к лабораторным работам по гидравлике, гидрологии и гидрометрии, так как учебников по этим дисциплинам не было. Силами кафедры были организованы лаборатории для изучения гидравлики и водно-теплового режима грунтов Западно-Сибирской низменности. Для этого на территории института была устроена опытная площадка, где преподаватели, лаборанты кафедры, студенты III-V курсов исследовали физико-механические свойства грунтов южной части Западно-Сибирской низменности. Значительно активизировалась научная работа в послевоенный период и получила наибольший размах в период освоения целинных и залежных земель. Уже в 1948 году эти исследования вышли за рамки опытного участка института и стали выполняться на дорогах Омской области. Затем кафедра получила в свое распоряжение автомобиль и средства для выполнения научных работ в зоне Целинного края, включавшего Северо-Казахстанскую, Кокчетавскую, Кустанайскую, Целиноградскую и Павлодарскую области. Преподаватели кафедры совместно со студентами осуществляли инвентаризацию дорог, изучали водно-тепловой режим земляного полотна, оценивали гравийно-каменные ресурсы. Впоследствии по результатам проведенных изысканий был разработан перспективный план развития сети автомобильных дорог Целинного края, даны рекомендации по конструированию земляного полотна и дорожных одежд проезжей части. Выполненные кафедрой разработки были приняты Дорожным управлением Целинного края, одобрены Казахским Гипродором и утверждены Министерством автомобильных дорог Казахской ССР. Одновременно итоги осуществляемых исследований на территории Омской области и Целинного края оформлялись в виде научных статей и докладов, с которыми ученые кафедры выступали на различных научных конференциях в Омске, Алма-Ате, Новосибирске, Москве, Киеве, Минске. Многие исследовательские работы были опубликованы в сборниках по материалам конференций, а также в журнале «Автомобиль и дорога», научных трудах СибАДИ. К1960 году общее количество преподавателей составило 9 человек, из которых 5 имели ученые степени и звания. В шестидесятых годах интенсивно развивалась промышленность страны, широко развивалось освоение целинных земель. В этот период на кафедре успешно работали доценты П. П. Купин, А. А. Малышев (старший), Э. Г. Подлих. В период с 1960 по 1990 гг. под руководством профессоров М. Н. Кудрявцева и В. Е. Кагановича в творческом содружестве с производственными, проектными, научно-исследовательскими организациями Казахской ССР проводились исследования по стадийному повышению технического уровня автомобильных дорог. С целью повышения научно-педагогического уровня кадрового состава при кафедре «Проектирование дорог» была организована подготовка аспирантов. Первым аспирантом стал сотрудник СО АН СССР М. П. Болштянский, успешно выполнивший и защитивший диссертацию. Впоследствии были защищены 20 кандидатских диссертаций. Многие из защитившихся остались работать в СибАДИ: Ю. Б. Антонов, А. В. Грико, Н. В. Кабанов, Э. М. Копац, О. М. Третьяк, Н. Г. Шкулова и другие. Ряд аспирантов кафедры работали в Казахстане ~ профессор В. К. Пашкин (проректор ИТК Минтрансстроя), Н. А. Цыценко, доценты Алма-Атинского автомобильно-дорожного института В. А. Лебедихин, А. М. Каменев. Совместно с работниками Казахстана профессор В. Е. Каганович и доцент А. В. Грико завершили работу над монографией по обобщению опыта стадийного строительства автомобильных дорог в Казахстане. Заведующим кафедрой «Проектирование дорог» с 1978 по 1983 гг. являлся кандидат технических наук, доцент В. Е. Каганович. В 1983 году кафедру возглавил выпускник СибАДИ, кандидат технических наук, профессор В. А. Давыдов. Валентин Александрович вспоминал, что с СибАДИ его связывали долгие годы учебы, работы и творческого содружества. В стенах этого института с 1953 по 1958 гг. он изучал науки, осваивал различные формы общественной деятельности в рядах ВЛКСМ, участвовал в самодеятельности института, техническом кружке на кафедре «Проектирование дорог». В1957 году в составе делегации студентов от г.Омска (всего от СибАДИ было отправлено 3 студента) В. А. Давыдов участвовал во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. По окончании института он получил диплом с отличием и был направлен на работу в Гипавтотранс (затем — ГипродорНИИ) старшим инженером Омской экспедиции, потом стал начальником изыскательской партии, начальником проектной группы в Омском областном управлении строительства. Работая на производстве, В. А. Давыдов не прерывал связь с институтом, с коллегами по кафедре. В 1978 году Валентин Александрович перешел в штат СибАДИ, имея солидный опыт производственной и руководящей работы, ученую степень кандидата технических наук (диссертацию он защитил в МАДИ в 1974 году). Кафедра проводила большую научно-исследовательскую работу как по госбюджетной, так и по хозяйственно-договорной тематике, в соответствии с теми задачами, которые стояли перед народным хозяйством страны. Так, в 1980-е гг. выполнялась тема по исследованию транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог Омской области, разрабатывались рекомендации по реконструкции и ремонту отдельных участков дорог. Ее исполнителями стали В. Е. Каганович и Л. С. Морозова. Совместно с кафедрой СЭД осуществлялось проектирование кольцевого испытательного стенда (к.т.н. В. Н. Кусков). Под руководством В. А. Давыдова преподаватели кафедры проводили систематические исследования в районах Братской ГЭС на объектах Минэнерго СССР по водно-тепловому режиму земляного полотна в местах распространения вечномерзлых грунтов и разрабатывали рекомендации по проектированию и устройству дорожных конструкций. В 1980-е гг. к.т.н., доценты Д. С. Рассказов и Э. Г. Подлих работали по благоустройству села Горьковское Омской области. Большую помощь при разработке проектов благоустройства сел в Русско-Полянском районе оказывали Госагропрому Омской области доценты Г. И. Гречнева и О. М. Третьяк. Автозимники для районов Сибири и Крайнего Севера проектировали доценты Н. М. Тупицын и В. С. Косенков. Большое внимание на кафедре «Проектирование дорог» всегда уделялось развитию изобретательства и рационализаторства. Так, к.т.н., доцент Н. М. Тупицын в 1991 году был награжден бронзовой медалью ВДНХ «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства». Кафедра принимала активное участие в издании всех кафедральных, общеинститутских, межвузовских сборников. Тематика трудов была традиционно связана с дорожным строительством. Десятки статей опубликованы в сборниках МАДИ, КАДИ, ВлПИ, ТИСИ. С отличием закончила СибАДИ и более 30 лет преподавала гидравлику А. Г. Гирина; более 25 лет проработала доцент, ведущий лектор по курсу гидравлики Т. И. Солодовникова. Другой старейший работник кафедры -И. И. Ващенко, начал преподавательскую деятельность в 1940 году и продолжил ее вплоть до 1984 года2. Отметим работу ветерана кафедры Д. С. Рассказова, к.т.н., доцента, выпускника СибАДИ 1966 года, получившего диплом с отличием. Он является Почетным дорожником Казахской ССР, Почетным дорожником РСФСР, награжден знаком «Победитель социалистического соревнования». В 1977 году Д. С. Рассказов был деканом вечернего строительного факультета. Р. П. Щербакова окончила СибАДИ в 1951 году. В 1962 году Р. П. Щербакова вернулась в СибАДИ и с 1978 года стала доцентом кафедры «Проектирование дорог». На этой должности она проявила себя профессиональным педагогом, наставником молодых ученых и студентов, проводила большую работу по составлению методических указаний и учебных пособий вплоть до ухода на пенсию. Продолжительное время работали на кафедре «Проектирование дорог» и другие ее ветераны: доцент, к.т.н. Н. М. Тупицын ~ с 1978 года, доцент, к.т.н. Г. И. Гречнева — с 1971 года, доцент, к.т.н. А. В. Грико — с 1973 года; преподаватели Т. П. Макарова — с 1978 года, Л. С. Морозова — с 1979 года, Л. Б. Гриценко — с 1980 года; лаборант Н. Н. Вдовина ~ с 1971 года. Большинство из них — выпускники СибАДИ. В 1995 г. заведующим кафедрой «Проектирование дорог» был избран к.т.н., доцент Малофеев Анатолий Григорьевич, выпускник СибАДИ 1964 года. С его приходом на кафедру в учебном процессе стали интенсивно использоваться системы автоматизированного проектирования транспортных сооружений, что способствует повышению уровня подготовки специалистов факультета. В 2001 году на должность заведующего кафедрой был назначен к.т.н., доцент Малышев Александр Алексеевич. С 2003 года кафедру «Проектирование дорог» возглавил д.т.н., профессор Сиротюк Виктор Владимирович. Он окончил СибАДИ, в 1973 году был приглашен в институт и прошел путь от младшего научного сотрудника до профессора. Исполнял обязанности заместителя декана дорожно-строительного факультета (1981 — 1984 гг.), проректора института (1984 — 1989 гг.). В. В. Сиротюк является специалистом в области технической мелиорации грунтов, строительства дорог в сложных грунтово-гидрологических условиях. Он опубликовал четыре книги, более 140 научных и учебно-методических работ, руководит аспирантами. В настоящее время на кафедре работают три профессора, шесть доцентов, три старших преподавателя и четыре преподавателя. Организовывать учебный процесс помогают восемь инженеров, учебных мастеров и лаборантов. Кафедра «Проектирование дорог» имеет богатый потенциал, заложенный ее ветеранами, который предстоит развивать ее молодому поколению. |
|