С началом учебного процесса в ноябре 1930 года приказом по институту была образована кафедра «Строительная механика». На кафедре работал всего один сотрудник — доцент А. А. Чернавский. Кафедра в таком составе проработала до 1 апреля 1931 года. Приказом по СибАДИ за № 124 от 15 июля 1931 года заведующим кафедрой был назначен и.о. профессора И. Е. Власов, который возглавлял кафедру в течение шести лет. Именно его можно считать основателем кафедры, заложившим первые традиции в преподавании таких сложных дисциплин, как сопротивление материалов и строительная механика. В первые годы состав кафедры не превышал трёх человек. В 1936 году на кафедре была создана лаборатория, оснащённая современным на ту пору оборудованием, позволявшим проводить как лабораторные работы по сопротивлению материалов, так и осуществлять исследования прочностных характеристик различных материалов. Вскоре кафедра «Строительная механика» была расформирована. Учебные дисциплины «Сопротивление материалов» и «Строительная механика» как самостоятельные дисциплины были введены в состав кафедры «Теоретическая механика». С 1940 по 1945 и с 1949 по 1960 годы кафедрой руководил доцент Н. Н. Корольков. В годы войны состав кафедры был малочисленным. В 1944 году в штат кафедры была зачислена ассистент Л. С. Боголюбова. Как и многие в СибАДИ, в феврале 1942 года ушёл добровольцем на фронт ассистент кафедры «Строительная механика» Л. Н. Танский. Сегодня его имя высечено на памятнике, установленном в память сибадийцев, погибших в Великой Отечественной войне. В 1945 году, в сентябре, кафедру впервые возглавил специалист сучёной степенью доктора технических наук профессор С. И. Вольвич. Он приехал в Омск из Саратова, куда вновь вернулся в 1948 году. В 1946 году на кафедру пришел работать в должности ассистента И. Н. Терновских, ставший в дальнейшем доцентом, кандидатом технических наук. В возрасте 72 лет он, уже будучи ветераном кафедры, защитил кандидатскую диссертацию. Кафедра вместе со всей страной переживала и нелегкие 1930-е годы, и трудный послевоенный период восстановления народного хозяйства. Несмотря на многочисленные проблемы, первые три десятилетия работы кафедры позволили сформировать учебные дисциплины и программы, а также методики их преподавания, оснастить современным оборудованием лаборатории. Но научными исследованиями сотрудники кафедры занимались относительно мало и, в основном, в рамках научных интересов тех, кто пришёл на кафедру, имея учёную степень. Первым преподавателем, сумевшим защитить кандидатскую диссертацию, сочетая педагогическую деятельность с учёбой в заочной аспирантуре в Московском автомобильно-дорожном институте, стала Л. С. Боголюбова. Произошло это знаменательное для кафедры событие в 1957 году. В середине 50-х годов на кафедру пришли молодые преподаватели Г. А. Юрков и А. А. Борусевич. Каждый из них проработал на кафедре более десяти лет. Г. А. Юрков зарекомендовал себя как грамотный специалист в области строительной механики. А. А. Борусевич, защитив кандидатскую диссертацию, с 1976 по 1978 год исполняла обязанности зав. кафедрой. В 60-е годы на кафедре сформировался слаженный коллектив преподавателей и учебно-вспомогательного персонала, в котором сочетались опыт таких профессионалов, как М. М. Кац, И. Н. Терновских, Л. С. Боголюбова, так и молодой задор начинающих преподавателей Т. А. Тверитиной, В. С. Мартемьянова, П. П. Ефимова, Э. В. Ню, М.Л.Исаковича и других. Численный состав кафедры возрос с 7 человек в 1961 до 18 в 1969 году. Многие преподаватели кафедры «Строительная механика» запомнились не одному поколению студентов. К примеру, старший преподаватель Э. И. Сокольская была опытным педагогом и вела все учебные дисциплины, преподаваемые на кафедре. Многие молодые преподаватели, пришедшие на кафедру в те годы, учились у нее педагогическому мастерству и впоследствии смогли защитить не только кандидатские, но и докторские диссертации. Среди них — к.т.н. И. Б. Ефимов. Именно он выполнил расчёт и создание сложного инженерного сооружения — памятного шара, установленного в г. Омске в честь основателя Омской крепости Бухгольца, и тем оставил о себе добрую память. Прекрасными педагогами зарекомендовали себя B. C. Мартемьянов и Т. А. Тверитина. А В.А.Семёнов, начинавший свою педагогическую и научную карьеру на кафедре «Строительная механика», стал впоследствии профессором, доктором технических наук, работал во многих вузах г. Тюмени и г. Владимира. Осуществил блестящую научную карьеру и другой молодой преподаватель тех лет П. П. Ефимов. Он приобрёл всероссийскую известность как высокопрофессиональный мостовик. В настоящее время д.т.н., профессор П. П. Ефимов является ведущим учёным и педагогом кафедры «Мосты» в СибАДИ. Заметных успехов в служебной карьере из плеяды молодых преподавателей тех лет достиг Горынин Леонид Георгиевич . Его пригласили на кафедру в 1961 году после окончания дорожно-строительного факультета СибАДИ. В 1970 году Л. Г. Горынин стал заведующим кафедрой «Строительная механика». В 1970-е гг. на кафедру пришли В. А. Уткин, Г. Г. Воробьев, Ю. Л. Лейбов. Интенсивно велась в те годы и подготовка научных и педагогических кадров через целевую аспирантуру в вузах Москвы и Ленинграда. М. Г. Назаренко окончила аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию в Московском, а 3. И. Шилкина — в Ленинградском инженерно-строительном институте. Обе впоследствии стали ведущими доцентами кафедры «Строительная механика». Кроме того, М. Г. Назаренко исполняла обязанности заведующей с 1974 по 1976 год. Очень точно царившую атмосферу взаимоотношений между сотрудниками описал в своих воспоминаниях работавший в то время на кафедре доцент, к.т.н. В. А. Уткин: «Все молодые, только защитившиеся или готовившиеся к защите, веселые, радостные, желающие работать...». В 1978 году руководство института пригласило на должность заведующего кафедрой «Строительная механика» начальника мастерской искусственных сооружений головного государственного проектно-изыскательского института «Каздор-проект» к.т.н. Г. М. Кадисова. В 1978 — 1979 учебном году на кафедре работали к.т.н., доценты С. И. Бондарев, А. А. Борусевич, Ю. П. Гинц, В. П. Лагутин, И. М. Емельянов, В. С. Косенков, Ю. Л. Лейбов, М. Г. Назаренко, Е. В. Рогова, старшие преподаватели Т. Л.Тверитина, Э. В. Ню, В. К. Цветков, преподаватели Е. Л. Тараданов, В. Н. Черкасов, Ж. Б Ищенко, В. М. Романовский. В 1978 года на кафедру пришли после окончания аспирантуры В. П. Аленин, В. А. Авдеева, В. С. Прокопец, С. А. Матвеев. В 1979 году Е. Л. Тараданов под руководством профессора К. X. Толмачева и доцента Л. Г. Горынина защитил кандидатскую диссертацию. В настоящее время он, продолжая работу на кафедре, занимается пространственными моделями расчета мостов различных систем. В 1979 году кафедрой был заключен хоздоговор с министерством автомобильных дорог КазССР по выполнению пространственных расчетов пролетных строений (научный руководитель — Г. М. Кадисов, ответственный исполнитель — С. А. Матвеев). Основу исследования составил метод перемещений для складчатых систем, предложенный еще в 1965 году профессором МИИТа А. В. Александровым. По итогам работы было издано, в соответствии с решением Минвуза, новое учебное пособие. Кафедра всегда уделяла большое внимание повышению квалификации своих сотрудников. В 1970 -80-е гг. преподаватели кафедры «Строительная механика» повышали свою квалификацию в институтах и научно-исследовательских организациях Москвы, Ленинграда, Киева и др., проходили стажировку у крупных ученых в области строительной техники. Кроме того, в СибАДИ приезжали для чтения лекций и консульта?ций профессора В. А. Киселев из МАДИ (1974 год), Г. Б. Колчин из Кишиневского политехнического института, Ю. В. Немировский из института гидродинамики СО АН СССР (1983 год) и О. В. Лужин из МИСИ (1987 год). До 1980 года кафедра «Строительная механика» находилась в составе дорожно-строительного факультета, после чего вошла в образованный факультет «Мосты и тоннели». В сентябре 1981 года сотрудниками кафедры «Строительная механика» совместно со специалистами кафедры «Мосты» было произведено испытание моста через реку Кама у г. Березняки. Это были первые запроектированные и построенные сталебетонные неразрезные пролетные строения с металлической ортотропной плитой проезжей части в надопорных участках (автор проекта — Н. Д. Шипов, Ленгипротрансмост). В испы?таниях принимали участие В. Н. Завьялов, В. М. Романовский, А. И. Громовик, В. А. Левочская, К. А. Лупой, В. А. Швецов, Г. А. Храпов и др., студенты факультета «Мосты и тоннели» Филатов, Захаров, Стаин, Истягин, Кузуб, Струков, Душкин, Арсенов, Боль, Найденов, Финкельштейн, Лавринович. Спустя несколько лет, в 1988 году, кафедре вновь было предложено произвести испытания моста, на этот раз через реку Ныда в Тюменской области. Автором проекта пролетных строений снова был Н. Д. Шипов. Это стало свидетельством доверия, доказательством высокого качественного уровня, с которым представители кафедры выполняли сложные задачи, поставленные перед ними. В последующий период (1982 — 86 гг.) кафедра осуществляла хоздоговорные работы с фирмой «Полет» по оптимизации цилиндрических оболочек (ответственный исполнитель — В. Н. Завьялов). В1989 ~ 99 гг. кафедрой заведовал С. А. Матвеев (выпускник СибАДИ, работал на кафедре «Строительная механика» в качестве преподавателя, окончил аспирантуру при МАДИ у профессора В. А. Киселева, защитит кандидатскую диссертацию по расчету аэродромных покрытий). В1998 году кафедра пополнилась доктором технических наук. Им стал после защиты докторской диссертации в МИИТе Г. М. Кадисов. В 1999 году Г. М. Кадисов вновь возглавил кафедру «Строительная механика». Как и на протяжении всей предыдущей истории, кафедра продолжает сохранять важное место в жизни СибАДИ. Успешная работа кафедры «Строительная механика» во многом зависит от учебно-вспомогательного персонала. На протяжении длительного времени, с 1976 по 1989 год, в должности лаборанта кафедры состоя, военный пенсионер А. И. Васильев. Лаборатория кафедры располагала в то время разнообразным оборудованием, среди которого были испытательные машины, а также сверлильный и токарный станки. Инженер Н. М. Миллер работает на кафедре с момента прихода в СибАДИ в 1975 году. Начинала она как лаборант, затем стала учебным мастером, старшим лаборантом и, наконец, инженером. В разные годы механическую лабораторию кафедры возглавляли А. И. Громовик, А. В. Захаренко, В. П. Казанцев. В настоящее время (с 2003 года) заведующим лабораторией кафедры является Е. А. Тимощук, закончивший СибАДИ в 1971 году и работающий в академии с 1982 года. В настоящее время на кафедре «Строительная механика» осуществляются научные исследования по следующим направлениям: пространственные методы расчета пролетных строений мостов (Г. М. Кадисов, I Г. Тараданов); расчет пластин и оболочек с учетом физической и геометрической нелинейности В. Н. Завьялов, В. М. Романовский); динамика и устойчивость упругих систем; динамика складчатых систем при подвижной нагрузке (Г. М. Кадисов); виброзащита операторов дорожных машин (А. И. Громовик); расчет рам с односторонними связями (В. П. Аленин); расчет балок и плит на упругом основании методом конечных элементов (С. А. Матвеев, О. П. Лаптев). О результатах своих научных разработок преподаватели кафедры «Строительная механика» докладывали на Всесоюзных и международных конференциях и симпозиумах. Если в 1930 — 1960-е гг. на кафедре «Строительная механика» числились 1 профессор и1 — 2 доцента, то с середины 70-х гг. происходило качественное улучшение состава ее сотрудников. В 1980 — 90-е гг. на кафедре работали 8-10 доцентов. В 2004 году в составе кафедры числилось 13 человек, среди которых 2 доктора технических наук, 2 профессора, б кандидатов технических наук, б доцентов. |
|