Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
Сайт факультета «Автомобильные Дороги и Мосты»
АДМ
1930 —
Кафедра «СЭД»
история
 

Кафедра «Строительство и эксплуатация дорог» стала преемницей кафедры «Дорожное дело», одной из первых открытой в 1930 году. История кафедры неразрывно связана со становлением и развитием дорожной науки и отрасли в нашей стране. В семидесятипятилетней истории кафедры выделяются несколько основных периодов. Первый — до конца 1950-х годов, сложный этап не только для кафедры, но и для СибАДИ в целом. В предвоенные годы осуществлялась организационная работа по формированию работоспособного, квалифицированного коллектива кафедры. В 1941 — 1945 гг. резко увеличилась нагрузка утех, кто остался на кафедре, заменив ушедших на фронт «товарищей. Преподавание и учеба студентов происходили в тяжелейших условиях. В послевоенный период сотрудниками кафедры были приложены огромные усилия для возобновления нормального учебного процесса. Первым заведующим кафедры «Дорожное дело» (с августа по октябрь 1930 года) стал Э. Г. Аппинг, одновременно исполнявший обязанности заместителя ректора СибАДИ по учебной работе1. С 1 октября 1930 года новым руководителем кафедры становится П. П. Инчин, выпускник Петербургского технологического института, представитель Путиловского завода, работавший ранее на строительстве мостов в г. Омске. Спустя 2 месяца П. П. Инчин подал заявление об освобождении от занимаемой должности по состоянию здоровья, которое и было удовлетворено. Приказом от 20 января 1931 года заведующим кафедрой вновь был назначен Э. Г. Аппинг, который оставался на этой должности вплоть до 1937 года, когда из кафедры «Дорожное дело» с целью усовершенствования учебного процесса были выделены специальные кафедры — «Строительство и эксплуатация дорог», «Дорожно-строительные материалы», «Механика грунтов», «Проектирование и изыскание дорог». В 1937 году временно исполняющим обязанности заведующего кафедрой СЭД был назначен В. А. Смирнов, переведенный в СибАДИ из Харьковского автодорожного института, где он был деканом факультета дорожного строительства и доцентом кафедры «Дорожное дело». К моменту приезда в Омск стаж работы 3. А. Смирнова составлял 19 лет. Он прошел службу в Красной Армии в военно-дорожном отряде, имел прак?тический опыт строительства дорог, полученный в различных дорожно-строительных организациях. Однако подорванное здоровье В. А. Смирнова заставило руководство института освободить его от занимаемой должности в июне 1938 года. В начале 1930-х годов кафедра располагала группой опытных производственников и высококвалифицированных преподавателей и инженеров, обладавших широким техническим кругозором, имевших хоть и небольшой опыт педагогической работы. Это  Э. Г. Аппинг, П. П. Инчин, П. Г. Львов, Н. П. Машев, Г. А. Васильев, Д. А. Фолькман, И. С. Игнатов, Т. Я. Бируля, И. П. Пахтин, Н. Л. Крат, Ю. Г. Колпаков, С. Т. Халевин, П. Т. Костоов и др. С 1938 по 1962 год кафедру СЭД возглавлял доцент А. Е. Назаренко. За эти годы кафедра претерпевает значительные качественные изменения: организован методический кабинет, расширена лаборатория кафедры, положено начало учебному дорожно-строительному полигону. В этот период кафедра выросла численно (до 10 штатных преподавателей), началась научно-исследовательская работа, осуществляемая по заявкам производства. Второй период истории кафедры СЭД начинается с 1960-х годов, когда она начала заявлять о себе не только как о слаженном педагогическом коллективе, но и как о научном подразделении СибАДИ, которое к концу 1970-х — началу 1980-х годов уже завоевало признание среди научно-исследовательских институтов. Кафедра СЭД сумела основать одну из ведущих дорожных школ нашей страны. С 1962 по 1987 год кафедру СЭД возглавлял профессор В. М. Могилевич. Это был руководитель нового типа с разносторонними способностями инженера, научного работника, педагога, организатора, отвечавший современным условиям, масштабным задачам того периода. Кафедра вышла на качественно новый уровень педагогической и научной деятельности. В учебный процесс была внедрена четкая организационная основа, развивалась научно-исследовательская работа, повышались профессиональные знания преподавателей. Становится неразрывной связь научно-исследовательских работ и учебного процесса. При кафедре СЭД был организован научно-исследовательский сектор. Весь научный коллектив, включая преподавателей, аспирантов, работников НИСа, студентов старших курсов, занимался разработкой комплексной темы «Совершенствование технологии и организации дорожно-строительных работ в региональных условиях Сибири, Дальнего Востока и Казахстана». Все это обеспечивало как высокий технический уровень научных работ, так и качественную подготовку инженеров-дорожников, способствовало укреплению авторитета кафедры и в СибАДИ, и среди научно-исследовательских институтов страны. В 1971 году кафедра «Строительство и эксплуатация дорог» была признана лучшей в институте по результатам комплексной проверки комиссии MB и ССО РСФСР. Впоследствии, в 1980-х гг., кафедра продолжала занимать первые места в СибАДИ, особенно по результатам научной работы. В 1970-х гг. в результате активной деятельности В. М. Могилевича и его преемников осуществлялась подготовка высококвалифицированных специалистов кафедры. Ее состав устойчиво характеризовался высоким процентом остепененности (70 — 90%), что свидетельствует о развитии ее научной школы. Не случайным стало и то, что именно с 70-х гг. прошлого столетия активизировалась научно-исследовательская работа, направ?ленная на совершенствование дорог, аэродромов путем разработки их конструкций и технологий строительства. Многие разработки вошли в нормы государственного уровня. Конец 1980-х ~ начало 1990-х гг. — новый этап в истории кафедры. Сложные условия, связанные с переходом крыночной экономике, поставили вопрос о модернизации работы кафедры. Необходимо было перестраивать научно-исследовательскую работу, нацеливая ее на решение производственных задач. Немало пришлось потрудиться, чтобы сохранить высококвалифицированных специалистов на кафедре. Под руководством академика Российской академии транспорта, член-корреспондента Академии наук высшей школы, доктора технических наук А. В. Смирнова кафедра СЭД продолжила и укрепила традиции коллектива, заложенные на предыдущем этапе. В конце 70-х — начале 80-х гг. существенно изменилась материально-техническая база кафедры. В 1985 году при кафедре была открыта Отраслевая дорожно-исследовательская лаборатория (ОДИЛ) Минавтодора РСФСР. В рамках ОДИЛ проводились исследования по 47 хоздоговорным темам, направленным на решение проблем совершенствования организации и технологии строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог, повышения безопасности дорожного движения. Научным сотрудникам и преподавателям кафедры, как одной из ведущих в стране специальных кафедр дорожного профиля, было предложено принять участие в разработке комплексной научно-технической программы по разработке и внедрению новых технологий ремонта и содержания автомобильных дорог, утвержденной Госкомитетом по науке и технике СССР. Подготовленные сотрудниками кафедры материалы легли в основу пяти нормативных документов Минавтодора РСФСР. В этот период внесли большой вклад в развитие дорожной науки доцент Р. П. Щербакова, профессора В. П. Никитин и В. Б. Пермяков. Особенно важное значение в научных изысканиях этих ученых приобрели разработки по укреплению местных грунтов цементами. Работы преподавателей кафедры были опубликованы за рубежом, специалисты многих стран ссылаются на них в собственных научных изысканиях. Впос?ледствии В. П. Никитин подготовил и издал десятки методических работ и пособий для учебного процесса. Кафедра наладила устойчивые связи с производственными предприятиями Омской, Новосибирской, Тюменской, Курганской областей, Алтайского края, Якутии, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Республики Коми. У кафедры сложились производственные контакты с фирмами, имеющими профиль работы по дорожному строительству, что позволило обеспечивать рабочие места для прохождения производственной практики студентов и повышения квалификации преподавателей. Так, в 1990-е гг. кафедра начала развивать международные связи с Францией (фирма «Секмар») и Финляндией по вопросу приобретения техники для строительства дорог в России. Сотрудники кафедры выступали с докладами на Международных дорожных конгрессах в Австрии, Канаде, Японии, ЮАР. Главное научное направление в исследованиях кафедры сегодня — совершенствование организации и технологии строительства, ремонта и содержания автомобильных дороги аэродромов в условиях Западиной Сибири. Учеными кафедры разрабатываются: теория прочности и работоспособности конструкции дорожных одежд и одежд аэродромов; методы обеспечения сцепления и шероховатости дорожных покрытий для повышения безопасности движения автомобилей; технологии, оборудование и дорожные конструкции из местных материалов и грунтов, в том числе путем их термообработки с применением генераторов низкотемпературной плазмы. Обеспечивается также инженерное сопровождение и паспортизация, нормативные методы планирования производственной деятельности при строительстве и содержании автомобильных дорог для условий Западной Сибири. Учебно-методическая работа кафедры СЭД характеризуется разнообразием форм и методов активизации познавательной деятельности студентов, которые активно участвуют во внутривузов-ских научно-технических конференциях, региональных и областных конкурсах дипломных проектов. В последнее время в научно-ис?следовательской работе принимали участие от 5 до 20 студентов ежегодно. Результатом стали дипломы и грамоты, полученные на всероссийском конкурсе дипломных проектов. А по материалам преддипломных исследований О. Тилькунов опубликовал целый ряд научных статей в одном из центральных журналов. В соответствии с учебным планом кафедры СЭД предусмотрено прохождение студентами одной учебной, двух производственных и преддипломной практик. Учебная практика проводится со студентами II курса на дорожных объектах г. Омска. После ее окончания студенты проходят квалификационные испытания, а затем им присваивается квалификация дорожного рабочего II разряда. Производственные практики (III и IV курсы) и преддипломную практику студенты проходят в различных дорожных производственных и проектных организациях (в Кемеровской области, РУ Горно-Алтайавтодор, Красноярскавтодор, Иркутскавтодор, Хакасавтодор, Республика Саха), часто по индивидуальным планам. Все это позволяет молодым специалистам легко адаптироваться на производстве. На кафедре СЭД практически завершена компьютеризация учебного процесса, а для науки и образования создан значительный блок программ для ПЭВМ. Как научное подразделение академии кафедра СЭД обеспечена производственными площадями для ведения НИР. Дополнительно в 1995 году был создан полигон, на котором возведено земляное полотно дороги в натуральную величину и проводятся эксперименты и демонстрации студентам процессов термического закрепления грунтов низкотемпературной плазмой. А. В. Смирнов заведовал кафедрой с 1987 по 1997 год. Его сменил И. Н. Христолюбов (1997 ~ 2002 гг.). В настоящее время, с 2002 года А. В. Смирнов вновь стал руководителем кафедры СЭД. Кафедра СЭД в настоящее время представлена 24 преподавателями и имеет следующий состав: профессоров — 3, доцентов — 11, старших преподавателей — 3, преподавателей — 7. Доля преподавателей и сотрудников, имеющих ученые степени и звания, составляет почти 60%. Средний возраст преподавателей — 52 года. Учитывая это, на кафедру ежегодно принимается в аспирантуру по 2 — 3 выпускника факультета. Практически за последние 10 — 15 лет преподавательский состав кафедры комплектовался выпускниками собственной аспирантуры. Все преподаватели имеют образование по профилю кафедры (СибАДИ, ХАДИ). Из 38 кандидатов технических наук, подготовленных кафедрой, 7 работают в ее составе, а остальные руководят другими кафедрами, деканатами СибАДИ, НИИ, работают в иных вузах России автодорожного профиля. Значительную роль в работе кафедры СЭД играет учебно-вспомогательный персонал. Именно они занимаются оснащением лабораторий техникой и приборами, проводят практические занятия со студентами и делают многое другое, без чего невозможна постановка учебного процесса и научной работы. Долгие годы лабораторию кафедры успешно возглавляла Г. В. Яковлева (1962 — 1991 гг.). Заложенные ею традиции бережно сохраняются сейчас и развиваются заведующей лабораторией В. А. Самойленко, инженерами Л. А. Цыгулевой, Г. Ю. Никитиной. Многие воспитанники и сотрудники нашей кафедры возглавляли кафедры и деканаты, работали в аппарате управления СибАДИ: В. М. Могилевич — в должности ректора, доценты М. С. Миронов и В. В. Сиротюк -проректоры по учебной работе, А. В. Смирнов — проректор по научной работе, Э. Г. Аппинг, А. Е. Назаренко -деканы дорожно-строительного факультета, В. П. Никитин-декан факультета «Промышленное и гражданское строительство», а затем — факультета АДМ, В. П. Филимендиков, С. Ф. Филатов, И. Н. Папакин, В. В. Сиротюк, А. М. Гречушников, В. М. Шабанов, Д. С. Рассказов, А. С. Хлебодарова, М. В. Исаенко, С. В. Воскресенский — заместители деканов, М. С. Миронов — зав. кафедрой «Дорожно-строительные материалы», А. С. Ростовцев -зав. кафедрой «Охрана труда», В. Н. Шестаков — зав. кафедрой «Инженерная геология, основания и фундаменты», А. Г. Малофеев _ зав. кафедрой «Проектирование дорог», М. С. Цицикашвили и Т. В. Боброва -зав. кафедрой «Экономика и управление дорожным хозяйством».

Главная  | Новости | Деканат | Кафедры | Специальности, направления | История | Абитуриенту | Студентам | Выпускники | Практика | Контакты | Фотоальбом
Hosted by uCoz